From static to dynamic, from plane to volume

В сентябре группа компаний «Призматрон» отметила шестилетие работы на рынке наружной рекламы. За это время компания продемонстрировала высокие темпы развития, активно внедряла инновации собственной разработки, совершенствуя свою продукцию. Стоит отметить, что в области производства трехпозиционных динамических конструкций компании удалось достичь весьма серьезных результатов. Но ее планы еще более грандиозны. О ключевых этапах развития и планах компании, а также о тенденциях рынка динамической рекламы в эксклюзивном интервью журналу «Наружка» рассказал генеральный директор ГК «Призматрон» Владимир Плоткин.


Владимир, шесть лет работы на рынке наружной рекламы — достаточно весомый опыт для производителя высокотехнологичных конструкций. На какие ключевые этапы Вы бы разбили весь период деятельности? До каких масштабов в настоящее время выросла ГК «Призматрон»?

9 сентября 1999 года была выпущена и смонтирована наша первая конструкция. Этот день — день появления своего первого детища — мы и считаем датой своего рождения. В то время мы не планировали выходить на общероссийский рынок, а конструкцию сделали как альтернативу двум вышедшим из строя трехпозиционным динамическим установкам, которые ранее были куплены омским рекламным агентством «СТА». Столкнувшись на практике с трудностями в работе как самих установок, так и в работе их производителей и дистрибьюторов, мы решили сами попробовать создать свою динамическую рекламную установку, которая не зависела бы от капризов природы и продавцов.

Тесное сотрудничество с крупнейшим в Омске оператором наружной рекламы «СТА» мы также считаем ключевым звеном в нашем становлении. На их полигоне мы могли в реальных жестких условиях испытывать наши конструкции, и очень благодарны за эту возможность. По сей день все наши новшества мы стараемся проверить здесь, чтобы потом не опасаться за их работоспособность. Начав сотрудничество с «СТА», мы завоевали доверие и других рекламщиков: так уже к концу 1999 года наши установки работали еще в пяти городах, не считая Омска, а в 2000 году конструкции «Призматрон» присутствовали в 16 городах.

Следующим ключевым моментом в истории компании я считаю переход на новый привод, мы его называем Super Navigator. Это устройство избавило технические службы наших партнеров от необходимости заниматься периодической подстройкой привода конструкций. Успешная презентация новинки прошла ровно три года назад в Москве на выставке «Реклама 2002». Тогда же мы сформулировали основную идею, заложенную в новом приводе (человек должен как можно меньше вмешиваться в работу машины), в виде слогана, который жив до сих пор и является основным для фирмы: «Крутиться — дело техники!».

На самом деле, знаковых моментов в нашей истории достаточно много. Еще один пример — внедрениетехнологии PrizmaLine Infinity для создания установок очень большого размера. Ее мы презентовали в 2003 году, отчетливо понимая, что следующим этапом развития рынка наружной рекламы и динамических конструкций будет увеличение форматов. Мы гордимся полученным в ноябре 2004 года дипломом Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России» и дипломом лауреата12 й всероссийской выставки кон курса «Дизайн 2004. Лучшая работа в области дизайна» в номинации «Фирма - производитель года» (декабрь 2004 года).

Поясните, пожалуйста, почему Вы решили участвовать в последнем конкурсе, и кто является его организатором?

Организатор конкурса — Союз дизайнеров России. Заявку на учас тие в нем подают те фирмы, которые оказывают значительное положительное влияние на современный дизайн, в том числе и на дизайн современного города, что мы и делаем, производя рекламные динамические носители. Почему для нас было так важно участвовать в этом состязании, и мало того — завоевать диплом? Мы, по сути, примиряем антагонизм — интересы рекламщиков и города: с одной стороны, наружники стремятся увеличить число рекламы, а городу это нравится все меньше и меньше. Наши установки позволяют разместить три рекламных сообщения на одном рекламном месте, экономя, таким образом, городское пространство. Кроме того, установки «Призматрон» устанавливаются на высококачественные несущие конструкции и выглядят эстетичнее часто встречающихся на улицах покореженных билбордов.

Это верно, но все же ваша компания не является единственным производителем подобных динамических конструкций. Что еще повлияло на выбор жюри?

Я думаю, что нас наградили дипломом за сумму достижений: номинация, ведь так и называется: «Фирма - производитель года». В частности, за рекордную установку 9 х 21 м — это как раз работа 2004 года. Исходя из объемов и географии продаж, мы то же достойны звания «Фирма производитель года». Сейчас на карте продаж компании более 130 городов России и ближнего зарубежья — такого достижения нет ни у одного из наших конкурентов.

А территориальное расположение вашей компании скорее помога ет или создает вам трудности?

Я не замечал, чтобы в каком либо российском городе, удаленном от Омска, наша продукция не пользовалась спросом — наши конструкции есть в Москве, Минске, Санкт Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде, Красноярске, Южно Сахалинске… Если посмотреть на нашу карту продаж, городов за Уралом у нас больше (для нас — «за Уралом» — это Европа). Но, конечно же, в Сибири и на Урале нам продавать проще, хотя городов здесь не так много. Порой, когда люди нам говорят, что уж если конструкции работают в суровых сибирских условиях, то у них-то ониточно будут работать, мы даже ощущаем некие преимущества от расположения в Омске.

А как Вам удалось выйти за пределы российского рынка?

Дело в том, что круг общения постсоветского пространства сохранился, и все бывшие республики по прежнему пользуются российскими ресурсами. Поэтому все нас отлично знают. Уже в 2000 году у нас был первый контракт на единовременную поставку в столицу Казахстана Астану сразу 30-ти установок. На тот момент это был самый крупный наш контракт. Заказчиком его было правительство Казахстана в рамках программы по улучшению облика города, в том числе, посредством внедрения прогрессивных рекламоносителей разных форматов.

По вашему опыту, кто чаще является инициатором возникновения новых форматов динамических рекламоносителей, — ваши специалисты или заказчики?

В большей степени рынок диктует нам. Иногда мы экстраполируем ситуацию, которая возникнет через некоторое время, предугадывая ее, делаем шаги, которые позволяют быть во всеоружии. Ярким примером такой удачи как раз стала разработка PrizmaLine Infinity, которая появилась потому, что мы вовремя почувствовали тенденцию к увеличению формата.

А есть какие нибудь технические усовершенствования, применение которых могло бы в определенной степени облегчить жизнь пользователям ваших конструкций?

Да, конечно. Мы столкнулись с тем, что наши клиенты заинтересованы в создании системы дистанционного оповещения выхода конструкций из строя. Эта потребность связана с тем, что мониторинг в больших городах осуществлять тяжело, например, из за пробок на до рогах, большого числа конструкций, да и значительных расстояний между ними. В помощь клиентам мы раз работали относительно простое устройство, которое в случае остановки конструкции сигнализирует об этом на заранее указанные мобильные телефоны. Каждая установка в системе имеет свой код, по которому владелец легко сможет идентифицировать сигнал. Причем сначала система дозванивается до абонента, а в случае его недоступности с определенной периодичностью на телефон отправляется информационное сообщение. Также система предоставляет возможность ответственному сотрудни ку дозвониться до конкретной установки и послушать в течение двух минут доносящиеся оттуда звуки, чтобы определить, что происходит рядом с ней.

Зачем это надо?

Случаи бывают разные, в том числе и вандализм.

А разве не дешевле просто застраховать конструкцию от таких слу чаев?

Это несколько разные вещи. И здесь вопрос не только в борьбе с вандализмом (в данном случае — это просто опция), а в реальной работе бизнеса в целом. Установка может быть не только подвергнута вандаизму, но и по какой то другой причине остановиться, в эту же минуту мимо может проезжать заказчик, которого причины непоявления его рекламы мало интересуют. Его волнует одно — его реклама не работает. Мгновенное получение информации о нештатной ситуации позволяет раз вить систему моментального реагирования технической службы, стремительно восстановить работоспособность установки и минимизировать возможные претензии заказчика. А это дорогого стоит.

Когда эта система будет доступна операторам? Новый продукт мы начнем предлагать после успешных испытаний этой системы в условиях сибирской зимы. Как я уже говорил, мы сначала все обкатываем в реальных условиях эксплуатации, а только после этого предлагаем рынку.

А ваша компания проводит образовательные мероприятия?

Да: ведь это просто необходимо. На практике из всех обращений к нам 97% — это пресловутый человеческий фактор. Поэтому мы часто приглашаем технических специалистов компаний, а также руководите лей агентств, ведь именно последние принимают решение по бюджету установок. Порой банальная экономия на металлоконструкции становится причиной не работы конструкции. При необходимости мы проводим шефмонтаж, на котором также обучаем технических сотрудников агентств.

Из вашего опыта, какова тенденция спроса на динамические носители в зависимости от масштаба города?

Четкую линию тренда здесь не проведешь. Например, среди населенных пунктов, где присутствуют наши конструкции, есть совсем не большой поселок Ольгинка Туапсинского района (Краснодарский край), там установлен «Призматрон» формата 8 х 4 м. Понятно, конечно, что это исключение, хотя почему - нет — в курортный сезон численность жителей поселка в разы возрастает.

Говоря о тенденциях, необходимо сначала понять, для каких целей ис пользуются динамические рекламные установки. В первую очередь они служат для интенсивного развития рекламы, то есть позволяют разместить больше рекламы при невозможности увеличить количество мест. Это основной движущий мотив для операторов. Если городская администрация по прежнему без проблем выделяет места в городе под новые конструкции, потребности в динамических носителях у операторов не будет, пока не сменятся взгляды властей на формирование облика современного города. Но таких населенных пунктов среди крупных городов не много, может, около 10%. В остальных городах спрос высокий, причем в эту тенденцию вовлечены и небольшие города, с нами работают операторы из городов с численностью населения от 80 тыс. человек. Подталкивают их к этому и активные действия национальных операторов. Говорить, что динамические конструкции в ближайшем будущем будут пользоваться спросом в малых городах, не стоит. Там это, зачастую, нецелесообразно с экономической точки зрения.

А как Вы объясните, что в ряде го родов стоимость одной из трех сторон динамических носителей выше, чем одна сторона обычной рекламы, даже при равнозначном территориальном расположении конструкций?

Это объясняется очень просто — динамическая реклама привлекает больше внимания, особенно в небольших городах, где число таких установок невелико, и «Призматрон» — настоящая диковинка. Соответственно, к рекламе на такой конструкции притягивается дополнительное внимание, что напрямую связано с ее повышенной эффективностью и, как следствие, увеличению спроса со стороны рекламодателей. И все же в первую очередь агентства заменяют билборды на динамические носители в самых престижных, соответственно, дорогих местах, где огромный спрос на рекламу.

При какой стоимости размещения рекламы, например, за сторону 6 х 3 м целесообразно менять обычный билборд на трехпозиционный динамический носитель?

Это каждый бизнесмен сам для себя определяет самостоятельно. Все зависит от времени возврата инвестиций. Зная свою тарифную ставку, он может определить время окупаемости и оценить, насколько оно ему интересно. В Москве время окупаемости может быть и месяц полтора, в городах миллионщиках — 7 8 месяцев, в малых городах — около года. Вообще, доход с «Призматрона» значительно выше, чем с обычного щита. Это все понимают.

Наблюдается ли влияние новой системы налогообложения для операторов наружной рекламы — ЕНВД — на спрос на «Призматроны»?

Динамика увеличения спроса стала спадать, но не из за введения ЕНВД — просто многие операторы уже закупили необходимое число конструкций. Динамические носители находятся на этапе зрелости товара, а это ни в какой области никогда не характеризовалось большими темпами объемов продаж. Сейчас мы вышли на определенный объем продаж, который практически не меняется, думаем, у наших коллег конкурентов наблюдается та же ситуация.

Вы известны как производитель монопродукта, почему бы вам не использовать свой опыт для создания абсолютно нового продукта и тем самым не расширить сферу деятельности?

Может быть, мы и немного застоялись, пытаясь довести до совершен ства уже существующие продукты. Но не сомневайтесь — покажем и удивим. На самом деле, эволюция компании шла не только по принципам от статики к динамике, от малого к большому. Мы также развиваемся и в другом направлении: от плоскос ти к объему. Мы уже разработали и готовы представить на выставке «Реклама 2005» концептуально новую конструкцию Joker — призмы в ней тасуются, как колода карт, и аналогов на российском рынке рекламы у нее нет. Вот такую «Геометрию современной рекламы» мы покажем на выставке. Если говорить о новой конструкции в двух словах, то она позволяет в трех различных плоскостях размещать шесть рекламных со общений клиентов. Она как нельзя лучше подойдет для тех помещений, где важен обзор конструкции со всех сторон — это могут быть и торговые центры, и залы аэропортов, и перекрестки дорог, и т.п.

Занимаясь наружной рекламой, мы периодически пересекаемся с нуждами рекламы внутренней. Если наши установки, изначально предназначенные для наружной рекламы, сейчас нередко используются внутри помещений, таких, как залы аэропортов и вокзалов, супермарке тов и торговых центров, и даже в прикассовых зонах. Мы решили объединить все продукты для рынка оформления мест продаж под единой маркой Enterior (от английских слов «enter» и «interior»). Сокращено — «eN.». Введение новой марки гово рит о переходе компании на новый уровень — в зону рекламы внутренней. Первой ласточкой как раз станет вышеупомянутый новый продукт под названием eN.Joker. На подходе и другие инновационные конструкции, которые стоит ожидать в начале следующего года.